На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Yvan
    Цена бензина по цене молока - позор для страны-члена ОПЕК+В России снизилис...
  • Наталья Середа
    Да не надо никаких мигрантов! Поднимайте зарплаты своим,поднимайте и стройте сами свою страну!В России предложи...
  • Неизвестно Неизвестно
    Хосписы по всей стране нужны и не только для детей, неизлечимо больных и страдающих от болей людей много«Подходящее место...

Жительница Севастополя обнаружила в семейном архиве фотографии незнакомого замка и уехала в Германию

2018 г., так сегодня выглядит замок

Однажды жительница Севастополя Екатерина Терентьева обнаружила в семейном архиве фотографии незнакомого немецкого замка. То, что ее маму Надежду Терентьеву немцы угнали в Германию во время Великой Отечественной войны, она, конечно, знала. Но что это было за место? И почему мама бережно хранила этот снимок?

В апреле 2018 г. Екатерина Терентьева отправилась в Германию, чтобы по крупицам собрать информацию о своей маме. Старинная фотография помогла восстановить все события тех дней. А еще был мамин дневник - уникальный документ, в который записывались самые важные моменты испытаний и переживаний.

Замок Нойхаус. Черно-белое фото в альбоме Надежды Терентьевой

Екатерина Терентьева посетила Нойхаус, в замке сейчас располагается городской архив.

«Шел июль 1942 года. В Песчаном Броде под палящим солнцем творилось насилие – подневольных славянских юношей и девушек отрывали от семей и угоняли в Германию. Маме было 19 лет, она очень хотела учиться, поступить в медицинский институт и стать хирургом. Ей всегда хотелось облегчить страдание другим. А теперь у самой от духоты, голода и жажды кружилась голова.

Лежала на соломе, изредка впадая в забытье. Вдруг поезд остановился и вагон открыли. Это был Перемышль, Польша. Парней и девушек заставили снять одежду, раздеться догола. Началась дезинфекция. Люди кричали, их били, немцы хохотали. Из школьной программы Надя знала о Гете, Шиллере, Бетховене, любила немецкий язык, увлеченно им занималась. И вот она увидела воочию другую культуру. Русские были тогда для фашистского режима Германии – недочеловеки. Специальные отряды СС массово сгоняли людей с оккупированных территорий и паковали в поезда», - рассказала Екатерина Терентьева.

…Их снова погрузили в вагоны. Поезд набирал скорость, приближаясь к немецкой границе. В Варшаве поезд ненадолго остановился и Надежда увидела город в развалинах. В первый год Второй мировой войны 1939 г. половина столицы Польши в результате бомбежек и артобстрелов оказалась в руинах. А к 1942 г. города практически не осталось.

Наконец поезд достиг границ Третьего рейха. 8 апреля 1942 года в Нижней Саксонии был открыт новый концентрационный лагерь. Так Надя оказалась в чужой стране. Узников - дешевую рабочую силу, доставляли сюда для работы на заводе по производству автомобилей. Продуктом конструкторского бюро стала разработка моделей всемирно известного «Жука». Цена на новый Фольксваген «Жук» составляла 990 марок, приблизительно заработок рабочего за 9 месяцев.

В лагерных бараках жили французы, поляки, бельгийцы. Но условия жизни и подневольного труда советских людей были самыми тяжелыми. Надя очутилась в бараке с двухъярусными кроватями, соломенным матрасом, легким одеялом. Ей выдали полосатый халат и робу с нашивкой «OST» для низшей расы и деревянные башмаки.

Для справки: нашивка «OST» означала «Остарбайтер», т. е. ее полагалось иметь на одежде всем угнанным на принудительные работы в Германию с территории СССР. Такие нашивки должны были отметить расовую принадлежность данных категорий принудительных работников славянских национальностей к расе недочеловеков (по нацистской классификации) . Работники же из стран Западной Европы (французы, голландцы, датчане) подобных нашивок не имели.

Подъем в 5 утра, от барака до трудового лагеря сопровождал конвой и специально обученные овчарки. Деревянные башмаки натирали кровавые мозоли. Ни носков, ни чулок не было. Однажды немецкая женщина по имени Фрида передала небольшой сверток, в нем находились аккуратно сложенные штопаные чулки с резинками и носки. Немецкая женщина рассказала о себе: муж погиб на Восточном фронте, а она осталась с маленькими детьми. Но ненависти к русским у нее не было. Фрида работала на кухне для немецкого персонала завода.

Ей удавалось оставлять в мусорных ящиках вареный картофель и хлеб для военнопленных. Те, проходя колоннами, бросались к ящикам и находили там съестное. От лагерной еды очень болел желудок, тошнило. Суп с картофельными очистками, на зубах трещал песок, овощи варились немытыми. Уже после войны врачи установили у Нади язвы желудка и двенадцатиперстной кишки.

Для рабочих из европейских стран условия были лучше: им давали крупы, мясо, маргарин, сахар, овощи. Режим Гитлера создал строгую иерархическую систему различия по национальной принадлежности каждого работника: высшая каста-рабочие стран Скандинавии и Италии, вторая группа-военнопленные из стран Европы, третья группа – русские, которые жили за колючей проволокой и под охраной гестапо.

Надежду определили в механический цех на конвейер по сборке заднего моста автомобиля.

Дальше потянулась вереница голодных и холодных дней зимы 1942-43гг. Сила воли и жажда жизни спасали от простуды и болячек. А еще грела иконка, которую мама бережно завернула в узелочек перед дорогой.

В пасхальное утро 25 апреля 1943 года погода стояла чудесная. В то утро Надежда собралась в санитарный барак помыться, постирать вещи. Вдруг послышался гул приближающихся самолетов. Американские бомбардировщики в соответствии с решением Касабланкской конференции летели с особыми «подарками». Бомбы посыпались с неба прямо на бараки. Что-то острое вонзилось в голову, дикая боль и Надя потеряла сознание. Ударной волной тело девушки вынесло за ограду лагеря. Сотрудники Международного Красного Креста оказывали помощь пострадавшим.

Осколок американской бомбы рассек голову от затылка почти к виску. Кусок мяса с волосами свисал на плечо. Ее отправили в госпиталь. Немецкий хирург сделал операцию, ассистировал ему русский врач из военнопленных по фамилии Ефимов.

Только через несколько суток Надежда очнулась, но шрам от осколка американской бомбы давал о себе знать всю жизнь. После того, как Наде стало лучше, ее опять отправили на работы. И снова утренний подъем, баланда на обед. Немецкий мастер был очень груб, ругался и часто бил. После завода Надю перевели в шахту Ганноверского бассейна. Среди узников поползли слухи о том, что шахту собираются затопить вместе с узниками. Наступление Красной Армии подталкивало фашистов к крайним мерам. Утром, отправляясь в шахту, люди не знали-вернутся ли обратно в барак. Охрана была усиленной и о побеге нечего было и думать.

В конце марта 1945 года, развивая наступление на западном фронте, войска союзников форсировали Рейн. В начале апреля 1945 г. рурская группировка германской армии была ликвидирована, англо-американские войска освободили Ганновер и узников соляной шахты, где находилась Надя. Зазвучала английская речь. Американцы были в большинстве. Это было видно по количеству чернокожих солдат.

Вскоре Надя попала в советский госпиталь в Германии. Там ее руки пригодились. Но душа тосковала по дому и родным…

Г.Зальцведель. Здесь находился советский госпиталь,

в котором работала Надежда (она слева в нижнем ряду)

В начале декабря 1945 года получилось уладить вопрос с документами.

…Был снежный январь 1946 года. Когда увидела белые, под пушистым снегом крыши, слезы полились из глаз. Родина, дом родной.. На Крещение, 19 января, поезд прибыл на станцию. На перроне ждала старшая сестра, которая каждый день ходила на станцию в надежде встретить сестричку.

«Мы молились за тебя. Дождались. Ты снова дома», - сказала сестра. Впереди была долгая жизнь…

Надежда Терентьева

Фото из личного архива Е.Терентьевой

Мнение авторов и спикеров может не совпадать с позицией редакции. Позиция редакции может быть озвучена только главным редактором или, в крайнем случае, лицом, которое главный редактор уполномочил специально и публично.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх