На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Yvan
    Цена бензина по цене молока - позор для страны-члена ОПЕК+В России снизилис...
  • Наталья Середа
    Да не надо никаких мигрантов! Поднимайте зарплаты своим,поднимайте и стройте сами свою страну!В России предложи...
  • Неизвестно Неизвестно
    Хосписы по всей стране нужны и не только для детей, неизлечимо больных и страдающих от болей людей много«Подходящее место...

Севастопольский маринист слова

 

Море… Для каждого оно своё. Для кого-то оно настоящий живой друг, которому можно доверить самое сокровенное из потаённых уголков своей души, зная, что доверенную морю тайну оно сохранит и никому не выдаст. Для другого оно приют умиротворения и покоя в накатывающих на берег слабых волн и никогда не повторяющегося в звуках шелеста уходящей обратно играющими на солнце струйками по яшмовой гальке воды. Для третьего оно абсолютная романтика парусов, путешествий, приключений и неизведанных земель узкой полоской вдруг появляющихся на горизонте. Море нельзя не любить. Но и обманывать его нельзя.Наш земляк, севастополец, Константин Михайлович Станюкович выразил это очень точно: «С морем нельзя криводушничать... К нему не подольстишься... В океане надо иметь смелую душу и чистую совесть».Известнейшего писателя-мариниста К.М. Станюковича в великой плеяде мастеров русской словесности называли «Айвазовским слова».

Родился он 30 марта 1843 года в Севастополе и в этом году исполняется 175 лет со дня его рождения.

Отцом писателя был М.Н. Станюкович – весьма незаурядная личность, храбрый офицер и превосходный моряк, который в марте 1852 года в звании вице-адмирала был назначен командиром Севастопольского порта и исправляющим должность военного губернатора Севастополя. Отличался бескомпромиссностью, честностью и образованностью. Впрочем, на море под силу с честью и пользой для Отечества служить только мужественным и образованным людям.

Дом, где жила семья вице-адмирала, располагался по адресу: ул. Ленина, 40 (бывшая Екатерининская, 58). Теперь на его месте другое здание:

По воспоминаниям современников: «В гору к Петропавловской церкви ведёт каменная лестница и извилистая дорога. Вправо от этого подъёма стоит казённый дом, где живёт сейчас командир севастопольского порта».

Сохранились и подъём и лестница…

В 1917 году по данному адресу располагались: ЦИК (Центральный исполнительный комитет) Совета депутатов армии, флота и рабочих, просветительская комиссия ЦИК, канцелярия общества народных университетов и редакция газеты «Известия севастопольского совета военных и рабочих депутатов».

А с 1930 по 1942 гг. в здании размещались «Инженерно строительные органы Черноморского флота».

Сам дом до нашего времени не сохранился, а осталась только часть подпорной стены того участка, на котором когда-то стоял казённый адмиральский дом. На стене находится мемориальной доска (красная стрелка):

В севастопольском городском фольклоре два небольших магазинчика в рядом стоящем здании (ул. Ленина, 38) в советское время (синие стрелки) назывались «станюки». Не сказать, что очень благозвучно, но так было…

Впрочем, мы немного отвлеклись…

11-и летним ребёнком Константин Михайлович в самом начале первой обороны Севастополя наблюдал манёвры эскадры врага на внешнем рейде. Бесспорно, видел он и будущих героев Истомина, Нахимова, Корнилова в силу занимаемой его отцом должности и возможным общением военачальников между собой в их доме.

Однако старшего Станюковича переводят в Адмиралтейство в Санкт-Петербург, и он в боевых действиях в Севастополе участия не принимает.

Для отца будущего известнейшего писателя было само собой разумеющимся, что его сын Константин должен также стать военным моряком, и он отдаёт его в Морской кадетский корпус. Затем отправляет в трёхлетнее кругосветное плавание.

Но Константин Михайлович мечтал получить университетское образование и в возрасте 21 года, наперекор воле отца, подаёт в отставку. Что, в свою очередь, приводит к драматическому и полному разрыву отношений между отцом и сыном и лишению молодого Станюковича наследства.Константин Михайлович посвящает себя писательскому поприщу. И хотя из полного собрания его сочинений в 13-и томах, увидевших свет при его жизни, а это повести, рассказы, пьесы, стихи, фельетоны только треть связана с морской тематикой, но именно морская тематика приносит автору не только всероссийскую славу, но и всемирную известность.В 1862 в «Морском сборнике» публикуются различные произведения писателя, связанные с морем. В сентябре 1864 года в журнале «Эпоха» за № 9 опубликована «Глава из очерков морской жизни».

В феврале 1867 в газете «Петербургский листок» сообщается о выходе в свет ранних морских рассказов Станюковича в книге «Из кругосветного плавания». В апреле 1889 года в 4-м номере «Вестника Европы» появляется статья К. Арсеньева «Модная форма беллетристики», в которой положительно оцениваются морские рассказы Станюковича.

И прочая, прочая, прочая…

Многие поколения мальчишек зачитывались морскими рассказами Станюковича, представляя со всем своим юношеским максимализмом хлопанье громадных парусов над головой, свист ветра в снастях, грозные волны во время ураганов бушующего океана или ласковые его воды в полный штиль, слышали заливистые переливы боцманских дудок и мечтали о дальних морских походах и встречах с экзотическими странами.

Многие, впоследствии замечательные и знаменитые моряки, именно благодарю перу Станюковича, почувствовали непреодолимую тягу к морю и готовность всю свою жизнь посвятить профессии моряка – мужественной и отважной – столь наглядно и столь явственно был запечатлён писателем матросский уклад жизни и суровый быт парусного корабля.

Конечно, в полной мере ощутить всё это можно только при самостоятельном погружении в творчество выдающегося «мариниста слова» К. Станюковича.

Иллюстрация к одному из морских рассказов К. Станюковича

К. танюкович был широко известен, популярен и любим читающей публикой в России. Ему писали многочисленные письма совсем незнакомые люди из многих городов – Москвы, Петербурга, Казани, Одессы, Самары, Херсона, Калуги и так далее, и искренне и сердечно благодарили в своих письмах за его рассказы и повести, связанные с морем и с моряками.

По рассказам и по мотивам рассказов Станюковича, таких как «Нянька», «Побег», «Максимка, «Грозный адмирал», «В шторм» «Вокруг света на «Коршуне» в своё время были сняты художественные кинофильмы «Максимка», «Матрос Чижик», «Пассажирка», в которых блистательно сыграли такие замечательные актёры, как Борис Андреев, Вячеслав Тихонов, Николай Крючков, Марк Бернес…

Константин Михайлович Станюкович был человеком, хорошо знавшим морскую жизнь и обращавшим в своих произведениях максимально пристальное внимание на проявления высокой морали, порядочности, честности и принципиальность, столь присущие русским морякам в нелёгкой для них морской службе, в сложных и, порой, драматических перипетиях этой службы.

Айвазовский был великим маринистом кисти, а Станюкович – со своей стороны – не менее великим маринистом пера. В красках Айвазовского море словно живёт по-настоящему, а в строчках Станюковича живут настоящие люди, покоряющие морскую стихию.

Последние месяцы своей жизни К.М. Станюкович провёл за границей, куда был вынужден выехать на лечение по состоянию здоровья. В Россию он так и не вернулся.

20 мая 1903 года Константина Михайловича Станюковича похоронили в Неаполе, на греческом кладбище. Самый большой венок был с надписью «Станюковичу от русских».

Позже также известный советский писатель-маринист Л. Соболев сказал о нашем земляке К.М. Станюковиче так: «Много лет прошло с тех нор, когда выпало перо из рук писателя, а книги его все еще живут. И все еще идет полным ветром его корабль под белыми парусами, чистыми и незапятнанными, как чиста и незапятнанна была совесть этого примечательного русского писателя».

Мнение авторов и спикеров может не совпадать с позицией редакции. Позиция редакции может быть озвучена только главным редактором или, в крайнем случае, лицом, которое главный редактор уполномочил специально и публично.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх